Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Государственное имущество не только является важной частью гражданского оборота, так как дает возможность государству принимать участие в различных правах, но также оказывает прямое влияние на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь. Государственные объекты имеют особые свойства и различные виды использования природных ресурсов, недр, недвижимости, памятников культуры, и так далее, что позволяет различить не только правовой статус их объектов, но также связанные с этим управленческие решения. От качества государственного имущества зависит благополучие общества и, следовательно, от обеспечения и реализации прав и прав граждан зависит и качество управления государственными имуществами. Это свидетельствует об институциональном формировании государства современной экономики, которое позволяет ему осуществлять свою функцию. Однако поверхностная оценка источников исследований позволяет выяснить, что эффективное управление государственными имуществами не всегда отвечает ожиданиям и есть задачи, которые нужно решать в области законодательного и административного управления. Это дает необходимость изучить проблемы, связанные с управлением госимуществом и найти эффективные и адекватные решения.
Актуальность этой темы определяет его цель - рассмотреть понятия, особенности менеджмента национального имущества по комплексному изучению нынешнего состояния системы национального имущества и связанных с ним вопросов и предложить способы повышения и совершенствования эффективности работы.
Государственное регулирование государственного имущества развивалось вместе с правами, обществами и государствами – чем сложнее было правовое и общественное отношение, в частности имущество, чем сложнее было развитие политического и государственного управления, тем более сложным и комплексным было государственное регулирование государственного имущества. Сейчас управление госимуществом обладает продуманной системой, разделенной на многочисленные связанные с ним элементы, каждая из которых играет важную роль для достижения главной целей государства в области государственного имущества - эффективного использования госимущества. Однако, хотя законодательство в области управления государственными имуществами все еще обладает проблемами и коллизиями, которые создают препятствия эффективному использованию государственных имуществ как гражданами, организациями, органами государственной власти и органов государственной власти.
В то же время ни судебное законодательство, ни закон не отражают полностью развитие общественного отношения в данной теме. Именно поэтому особой актуализацией становится необходимость определить правовую природу указанного понятия в его взаимосвязи, а также закрепить его на законодательной основе. Четкие определения понятий способствуют более эффективному осуществлению государством функций, задач управления государственным имуществом.
Понятие государственного имущества можно обнаружить не только на научной основе, но также в отдельных нормативных актах. Например, в одном из концепций оно определяется как «комплекс административного, экономического законотворческого действия органов государственной власти, объединенных в единую политику и направленных на балансовое развитие». Учитывая вышеперечисленные позиции, можно сделать вывод, что управление государственным имуществом – это целостный и самостоятельный орган управления, структура сложная, многофункциональная, но единая по своей сущности. При этом следует сказать, что концепцию системы государственного управления можно рассмотреть в рамках функциональной, макро- и иерархии, процессуальной системной концепции.
Поэтому система государственного управления включает упорядоченные и взаимосвязанные компоненты, которые функционируют согласованно, чтобы достичь определенных целей и задач.
Цель работы – проанализировать конституционно-правовые основы управления государственным имуществом на уровне субъекта РФ
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
изучить понятие, отличительные особенности государственного имущества субъекта РФ;
рассмотреть состав и назначение государственного имущества субъекта РФ;
проанализировать правовую основу, показатели эффективности управления государственным имуществом субъекта РФ;
описать субъекты управления государственным имуществом субъекта РФ, их права и обязанности;
определить основные проблемы правового регулирования управления государственным имуществом субъекта РФ;
разработать направления развития правового регулирования управления государственным имуществом субъекта РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правовых основ управления государственным имуществом на уровне субъекта РФ.
Предметом исследования является организационно-правовая система конституционно-правовых основ управления государственным имуществом на уровне субъекта РФ.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, исторический, системный подход, сравнительный метод; частно-научные методы: формально-юридический метод и сравнительно-правовой метод; а также специальные методы – документальный метод и метод экспертных оценок. Выводы по результатам исследования сформулированы с помощью методов анализа и синтеза.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что в рамках настоящего исследования проведен комплексный и всесторонний анализ организационно-правовой системы управления государственным имуществом в Российской Федерации, а также разработаны направления развития правового регулирования управления государственным имуществом субъекта РФ, которые могут быть апробированы на практике.
Информационную базу исследования составили федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы по управлению государственным имуществом
Методы, используемые при исследовании: сравнительный анализ; правовой анализ; диалектика. При написании работы были использованы: федеральные законы; современная и классическая литература отечественных авторов, посвященная вопросам управления государственной собственностью.
Структура работы обусловлена целью и озвученными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из параграфов, заключение и библиографический список.
Во введении определена актуальность исследования, его цель и задачи, дана характеристика объекта и предмета магистерской работы, охарактеризована методологическая основа и обоснована научная новизна темы, в завершении введения представлена краткая характеристика структурных элементов работы.
В первой главе «Государственное имущество субъекта РФ, понятие, характеристика и отличительные особенности» представлено понятие, отличительные особенности государственного имущества субъекта РФ, описан состав и назначение государственного имущества субъекта РФ. Во второй главе « Механизм управления государственным имуществом субъекта РФ» проанализирована правовая основа, показатели эффективности управления государственным имуществом субъекта РФ, исследованы субъекты управления государственным имуществом субъекта РФ, их права и обязанности. В третьей главе «Проблемы и пути совершенствования правового регулирования управления государственным имуществом субъекта РФ» определены основные проблемы правового регулирования управления государственным имуществом субъекта РФ и разработаны направления развития правового регулирования управления государственным имуществом субъекта РФ.
Заключение представлено обобщающим выводом, сделанным автором по результатам проведенного исследования.
Список использованных источников включает перечень нормативно-правовых актов, а также учебной и научной литературы, включая научные статьи в периодических изданиях, используемых в процессе написания работы.
1. ГОСУДЕРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТА РФ, ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Понятие, отличительные особенности государственного имущества субъекта РФ
Концепция «публичная и частная собственность государства» очень популярна у представителей конституционного подхода. Таким образом, С.А. Сосна, Г.Н. Андреева полагают, что имущество должно быть отнесено к государственной собственности, без которой, как правило, невозможно осуществлять государственные функции. Все остальные имущества должны быть включены в частную собственность по принципу остаточной собственности. Сторонники такого суждения исходят из следующей гипотезы: публичная функция государства не исключает участия соответствующих имуществ в гражданских оборотах, так как априори не исключает возможность отчуждения имущества. Государственная собственность может быть рассмотрена как объективно, то и субъективно. Государственная собственность в объективном смысле является совокупностью правовых норм о владении, пользовании и распоряжении имуществом.
В целом суть правового контроля за государственным имуществом и публичной собственностью заключается в том, что в рамках дискуссии рассматривались три варианта - имплементация Конституции, гражданское законодательство или набор нормативно-правовых мер, т.е. институт комплексный. Однако, не отрицая, точку Зрения А.П. Сергеева, мы полагаем, что у государственной собственности есть особенности и изучать ее нельзя, не учитывая конкретные обстоятельства предмета, основным образом определяющие Конституцией. Государственная собственность в субъективной форме является правом публичных и правовых образований РФ, субъектов РФ владеть, использовать и обременять государственную собственность, чтобы удовлетворить общественные интересы. Интересно отметить, что А.П. Сергеев определил общественную собственность, через право использовать и управлять общественным имуществом непосредственно через его компетентные органы, чтобы обеспечить общественные интересы. Цивилист никогда не упомянул институты публичных прав Российской Федерации, его субъектов, муниципальных образований, но можно считать, что их определение основывается на конституции Российской Федерации. Ст. 3 Конституции, в частности, гласит о том, что носитель суверенитета, единственный источник власти РФ - ее многонациональный народ. Представители гражданского права России традиционно считали, что содержание субъективных прав государственной собственности выражено в распределении полномочий – владении, пользовании и распоряжении. Однако некоторым советским ученым предлагалось определить конкретное полномочие публичных владельцев [14].
Поэтому Д.М. Генкин полагает, что такое триединство власти, которое подчеркивает административное значение, представляет собой содержание единичных полномочий в управлении государственным имуществом. Г.А. Аксененко считает управленческую функцию в отношении госимущества, вместе с традиционным «тройным» - дополнительную власть. Есть и ученые, которыми считается, что характер отношений публичного имущества, в том числе государственного, не является имущественным, а является организационным. Мы убеждены в том, что государственная собственность является триединством власти, в том числе административной власти.
Давайте рассмотрим основные характеристики имущества. В первую очередь, особенность госимущества заключается в особом принципе универсальности, позволяющем «обращать» в госимущество любое изъятое или ограниченное в собственности имущество. Следующая особенность состоит в том, что закон выделяет определенное имущество, которое может находиться лишь в государственной собственности и частной собственности. В литературе все это имущество иногда называется «исключительным имуществом». Такое имущество, как правило, выходит из оборотов и не передаётся частной собственности, не передаётся иностранным государствам или международным организациям. Такие законные решения, в основном, направлены на удовлетворение интересов населения. Перечень федеральных объектов не ограничен и говорить о принадлежности к субъектам РФ нельзя. Состав последнего уже не федеральный. Она не может быть охвачена федеральной исключительной собственностью, в частности.
Собственность субъекта РФ является правом владения, использования и управления имуществом в субъекте РФ. Эта форма собственности является одной из форм имущества, которая предоставляет субъектам РФ право на распоряжение имуществом по законодательству. Недвижимость субъектов РФ может быть в собственности различных объектов, например земельных участков, зданий, сооружений, предприятий, транспортных средств и других объектов. Если имущество принадлежит кому-то, то оно может иметь государственное или муниципальное значение.
Основные принципы управления собственностью субъектов РФ:
1. Принцип правового регулирования: управление должно быть осуществлено по законодательству РФ и нормативным актам субъектов РФ.
2. Принцип эффективности: управление должно быть направлено на максимальную эффективность использования имущества и получать прибыль.
3. Принцип открытости - контроль должен быть открытым и прозрачным, учитывая интересы всех участников.
4. Принцип ответственности: органы государственного управления субъектов РФ отвечают за правильный и эффективный менеджмент имущества.
Правовое регулирование имущественного управления субъектами РФ регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативно-правовыми нормами органо,в государственной власти в субъектах РФ.
Управление собственностью субъектов РФ имеет свою специфику во всех сферах экономики. Например, субъекты Российской Федерации управляют земельных участками на территории своей страны, в сфере ЖКХ – управление жилым домом и коммунальным сервисом, в сфере транспорта – транспортные средства и транспортная инфраструктура. Одна из главных проблем в управлении имуществом в субъектах Российской Федерации – неэффективное пользование имуществом, непрозрачность и открытость процесса управления и риск коррупции. Чтобы решение этих проблем было решено, нужно совершенствовать законодательное регулирование, повысить эффективность контроля и управления, совершенствовать способы участия населения в управлении имуществом и надзора за его управлением.
Перспективы развития институтов гражданской общественности, повышения качества управления персоналом, внедрения современных ИТ-технологий, совершенствования правового регулирования. Это будет способствовать более эффективному использованию имущества, повышения уровня жизни населения [6].
Может быть собственностью субъекта РФ:
1. Имущества субъекта, применяемые органами государственной власти в целях осуществления государственных полномочий по Федеральному закону.
2. Согласно законодательству субъектов РФ, оно предназначено для поддержки деятельности органов госвласти субъектов РФ, государственных должностных лиц субъектов РФ, работников госучреждения, работников госучреждения субъектов РФ.
3. Другие имущества предназначены для того, чтобы использоваться органами государственной власти в целях выполнения задач, общественных задач субъектов РФ.
К имущественным правам относятся права собственности, иные имущественные права, права на результаты интеллектуальной деятельности,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2019) // Российская газета.- 1993.- № 237.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001 № 163-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29. 10. 2001. № 44. ст. 4147.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства РФ. от 30.07.2007. №31. ст. 4017
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. № 6. 12.01.2002. .
8. Федеральный закон 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Часть 1). С. 4170.
9. Федеральный Закон от 24. 07. 2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 06.06.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29. 07. 2002. № 30. Ст. 3018.
10. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
11. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2019. - 200 c.
12. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
13. Бондарева, Л.В. Государственное управление: английский для академических целей: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
14. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.
15. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
16. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
17. Васильева, Н. В. Основы землепользования и землеустройства : учебник и практикум для СПО / Н. В. Васильева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 376 с.
18. Веденин, Н.Н. Земельное право / Н.Н. Веденин. - М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2014. - 192 c.
19. Волкова, Т. В. Земельное право / Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, Е.Ю. Чмыхало. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 360 c.
20. Воробьев А.В. Земельная реформа в Волгоградской области: монография // Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива». 2014.- 164 с.
21. Воробьев А.В. Проблемы оптимизации площади пахотных земель в регионе // Материалы международной научно-практической конференции, 12 -14 ноября 2014 г., г. Волгоград. Том 1. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ. 2015. – 455 с.
22. Воробьев А.В. Формирование территорий муниципальных образований: учебное пособие // Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ. 2017. – 317 с.
23. Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А. Комментарий к главе V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017. – 415 с.
24. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
25. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
26. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
27. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
28. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
29. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
30. Скворцов, О. Ю. Приватизационное право: учебное пособие/О. Ю. Скворцов. -М., 2019. -272 с.
31. MODERN MATERIALS AND STRUCTURES USED IN HOUSING CONSTRUCTION: INTERNATIONAL EXPERIENCE[Электронный ресурс] режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-materials-and-structures-used-in-housing-construction-international-experience
32. Modern Trends in innovativeconstruction projects [Электронный ресурс] режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-trends-in-innovativeconstruction-projects
33. О жилищном строительстве в РФ [Электронный ресурс] режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Analt_zap_Jil-ctroit_RF_2021.pdf
34. Строительство в России. Статистический сборник. 2019 [Электронный ресурс] режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tASKTSkO/Stroitelstvo_2020.pdf